Поиск по сайту

Категории раздела

Облако тэгов

Наш опрос

Ваш любимый жанр живописи
Всего ответов: 1692

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Искусство » Живопись

Бумага для акварели
Журнал: «Художественный совет», номер #3, 2005
Автор: Владимир Аверьянов


Современный рынок изобилует разнообразием бумаги для художественных работ, и чем больше ассортимент, тем сложнее выбор. Неблагодарное дело – пытаться найти самую лучшую бумагу. Любой производитель скажет, что он использовал только качественные полуфабрикаты, и будет прав. Попробуем подойти к этому вопросу иначе. Протестируем бумагу разных производителей под конкретную технологию, например, живопись в один сеанс, длительную работу многослойными лессировками, на возможность исправлений и т. п.

Каждый метод требует конкретных качеств бумаги, а художнику следует просто научиться их определять. О том, как это можно сделать, рассказывает Владимир Васильевич Аверьянов, заведующий лабораторией графических технологий МГАХИ им. В.И. Сурикова.



В. Аверьянов. Бухта «Инал». Акварель. Watercolour Torshon, ГДР.

С приходом весны, с пробуждением природы окружающий мир наполняется нежными цветовыми оттенками. Плюсовые температуры вызывают к жизни не только растительный мир, но и тех, кто стремится запечатлеть эту мимолетную, с еще прозрачными далями красоту. В парках и скверах появляются поодиночке и группами дети и взрослые с папками и баночками с водой. На мольбертах, на коленях, а то и на земле появляются белые листы бумаги, открываются заветные коробочки с радугой, и начинается колдовство акварели.


В. Аверьянов. «Цветы». Акварель. Мелкозернистая акварельная бумага, ГДР. Техника «Алла прима».

С первого взгляда это один из самых доступных и простых изобразительных материалов. Но в этой простоте есть одна сложность – бумага. Когда не было выбора, тогда и не возникал вопрос, на чем рисовать. Бумага она и есть бумага. Но тот, кто выбрал акварельную технику для воплощения своих творческих замыслов, сталкивается с таким фактом. Не на всякой бумаге прозрачный мазок кисти сохраняет свою свежесть после высыхания. Оказывается, многое зависит от поверхности листа, которую производитель бумаги подготовил и рекомендовал для акварели.



Современный рынок все больше наполняется разнообразными видами художественных бумаг, и чем больше ассортимент, тем сложнее выбор. Неблагодарное дело – отвечать на вопрос, какая бумага для акварели хорошая, а какая плохая. Любой производитель скажет, что он использовал только качественные полуфабрикаты, и будет прав. Попробуем подойти к этому вопросу подругому, разбив его на составляющие по темам.


В. Аверьянов. Осенние вязы. Акварель. Watercolour «Montval» CANSON. Лессировки.

Во-первых, начнем с акварельной краски – сложной, многокомпонентной системы. В нее входят прозрачные пигменты, связующие вещества (клеи), пластификаторы (мед, глицерин, патока карамельная), поверхностно-активные вещества – смачиватели (бычья желчь или иное), антисептики, – предохраняющие краски от загнивания (фенол или иное). Пигменты не должны изменять свои свойства и цветовые характеристики при взаимодействии с остальными компонентами самой краски и пигментами других цветов при смешивании, а также с веществами, входящими в состав бумаги. Они должны сохранять стабильность в растворе, т.е. не выпадать хлопьями в сильно разбавленных растворах, которые обычно используются для живописи акварелью.



Связующее акварели должно легко растворяться водой при предварительном наборе колера кистью – одно из первых требований к акварельной краске. Это достигается за счет подбора быстрорастворимого клея – гуммиарабика или декстрина – и добавления гигроскопических веществ (пластификаторов), удерживающих некоторое количество воды в готовой краске. Чем меньше пластификаторов, тем дольше приходится растворять готовую краску во время работы. Пластификаторы также уменьшают коробление бумаги после высыхания живописи.


В. Аверьянов. Девушка с книгой. Акварель. «J Perrigot Arches Special MBM (France)», на фрагменте видны белые точки на сине-зеленых тонах.

Но, с другой стороны, акварельная живопись часто строится на лессировках – многократном нанесении красок по предыдущим высохшим слоям. Значит, краска, нанесенная на бумагу, не должна мгновенно растворяться при последующем увлажнении кистью. Может, это зависит от количества клея? Краски разных цветов содержат разное количество связующего на единицу пигмента. В тюбиках мягкой акварели соотношение общего количества связующего к пигменту колеблется от 1:1 (кадмий лимонный) до 5:1 (сажа газовая), в кюветах полумягкой акварели 1,5:1 – 2,5:1. Это необходимо для получения красок с одинаковой вязкостью, так как разные пигменты имеют разные по величине частицы и образуют пасту с определенным количеством связующего. Химическая инертность пигментов условна, ведь сами пигменты являются сложными химическими соединениями и они в процессе хранения красок взаимодействуют в той или иной мере с остальными компонентами красочной массы. Это может привести к частичной или полной нерастворимости связующего краски в воде. Такая краска становится непригодной к живописи.

Но оказалось, что одна и та же краска по-разному растворяется на разных акварельных бумагах.


В. Аверьянов. Утро на Балатоне. Акварель. Парус промыт кистью по высохшей краске. Камни прописаны многослойно лессировками.

Немаловажную роль в акварельной краске играет смачиватель, уменьшающий поверхностное натяжение воды и позволяющий кисти в одно касание нанести на поверхность бумаги полноценный мазок. На одной бумаге все мазки разных цветов дают полноценное смачивание, на другой – мазки этих же красок различаются. Одни цвета полностью смачивают бумагу, другие – частично, и до полного смачивания приходится многократно проводить кистью по одному и тому же месту. Значит, при взаимодействии с данной бумагой в некоторых красках оказывается недостаточно смачивателя или поверхностная энергия веществ, добавленных в состав бумаги, очень высока.

После рассмотренного экскурса в технологию нельзя говорить хорошей акварели и о хорошей акварельной бумаге в общих чертах.



Для ответа на вопрос, какая бумага лучше для акварели, надо сначала ясно сформулировать свои требования, которые необходимо реализовать в конкретной работе. На практических примерах можно проследить, как ведет себя отдельная акварельная краска на бумагах различных производителей. Многие имена на слуху в творческих кругах – российский ГОСЗНАК, FABRIANO – из Италии, CANSON и ARCHES – из Франции, INGRES – из Гер-мании.

Для тестирования мы использовали набор отечественной акварельной краски ГОСТ 11481-75, которая до сегодняшнего дня выпускается Заводом художественных красок Санкт-Петербурга и пользуется популярностью у профессионалов и любителей живописи.


В. Аверьянов. Судак и окуни. Акварель, белила. Watercolour Torshon, ГДР.
Белилами, полусухой кистью, нанесены контрастные блики по зернистой поверхности бумаги.


Одних только образцов бумаги набралось больше двадцати. Они различаются не только внешними признаками, но и скрытыми свойствами, которые попробуем проявить опытным путем. Мы не собираемся выявлять контрафактную продукцию, так как в этой области товаров мы имеем дело только с оригинальной продукцией, представленной непосредственно дистрибьюторами и производителями.



Бумаги различаются фактурой поверхности, полученной в процессе производства. Крупнозернистые – естественного прессования, среднезернистые – холодного и гладкие – горячего прессования. Также для сравнения взяты бумаги, не предназначенные непосредственно для техники акварели, но похожие по внешнему виду: печатная эстампная бумага ГОСЗНАК, печатная офсетная бумага ГОСЗНАК и бумага для рисунка CANSON, лист белого цвета из набора цветных бумаг для пастели FABRIANO.


В. Аверьянов. Солнечный день. Акварель на тонкой светло-серой бумаге «Агат», ГДР. Светлые штрихи добавлены белой пастелью.

Наша задача – выявить характерные особенности поведения краски на этих разных бумагах. Краски разведем водой в отдельных стаканчиках, чтобы концентрация пигмента оставалась во всех пробах одинаковой. Для этого выберем следующие цвета: кармин, голубую ФЦ, зеленую ФЦ и кадмий желтый. Эти цвета достаточно интенсивны и в сочетаниях образуют дополнительные цвета. Пигменты мелкодисперсные и очень прозрачны, за исключением кадмия желтого. Далее следуем по намеченному плану:
проводим мазок каждого цвета, закрашивая прямоугольник;
по сухим мазкам проводим перекрестные мазки;
смываем часть перекрестных мазков чистой водой.



Уже первые четыре мазка дают различные результаты. По параметру «смачивание с первого прохода кистью» большинство бумаг безукоризненно принимали краску в полном объеме. Свою «строптивость» проявили две разновидности бумаги «Кагаз-мастер» и особенно «Кагаз-профи», которые требовали для полного смачивания многократных проходов кистью. Это будет, естественно, раздражать художника, тем более при работе на пленэре, когда быстро меняется состояние природы и каждая секунда дорога. А вот марка «Кагаз-юниор» прекрасно прошла тест на смачиваемость, сразу приняв краску в полную силу.

О сложном химико-физическом взаимодействии жидкой краски разных цветов и твердой поверхности бумаги можно судить по следующему наблюдению. Краска голубая ФЦ, нанесенная равномерно на поверхность некоторых образцов бумаги, в процессе испарения воды изменяет свою смачиваемость необычным образом. Мельчайшие частицы вещества, входящие в состав бумаги, на последней стадии высыхания колера отталкивают от себя краску. Образуется белое мерцание бумаги, своеобразная точечная седина, снижающая тем самым интенсивность колера. Это было неприятным открытием еще во время учебы в институте и при работе акварелью на бумаге с водяным знаком «J Perrigot Arches Special MBM (France)». Если бы все краски равномерно приобретали такую светлоту, то можно было как-то приспособиться, но эти изменения касались только нескольких колеров. Такое избирательное смачивание встретилось уже через много лет при тестировании бумаги, разрабатываемой Всесоюзным НИИ бумаги в рамках подготовки ГОСТа для акварельной бумаги. Представленные образцы отливались самим институтом и внешне были абсолютно одинаковы, но при нанесении акварельной краски давали различные результаты за счет экспериментального поиска оптимальной рецептуры бумажной массы. На нескольких листах после высыхания цветных колеров также наблюдались точечные белые, неокрашенные вкрапления. Значит, все-таки какие-то вводимые в бумагу добавки влияли на краску.

Если сделать сравнения в наших пробах с соседними мазками красного, желтого и зеленого, то такое неравномерное смачивание голубого на некоторых бумагах можно определить как «дефект бумаги», неприемлемый для нас, так как на большинстве бумаг все четыре краски давали равномерную тональность. Не только «Кагаз-мастер» и «Кагаз-профи» отказывали голубой ФЦ в полноценном смачивании после высыхания, но в этом проявили «строптивость» и Watercolour Torshon Exstra rough FABRIANO, и Watercolour «Montval» CANSON, и Aquarelle Arches Grain Fin CANSON.

Может быть, акварельные краски других производителей на этих бумагах не проявят такой избирательности. Нам важно определить процедуру проверки имеющегося у нас набора акварели. Если художнику будет интересно, он по предложенному нами пути может проверить все свои краски и виды бумаги.

При проведении второго шага теста в нанесении перекрестных штрихов были заметны различия в размывании предыдущего красочного слоя. Мазок краски, особенно желтого цвета, при прохождении через мазки других цветов создавал оттеночный шлейф. И в зависимости от интенсивности нового оттенка можно судить, насколько такая бумага пригодна для длительных акварельных работ в технике лессировки. В этом случае видно, что края нижележащего мазка не растворяются верхним мазком и сохраняют цветовую контрастность.

После полного высыхания мы приступили к третьему шагу – смыванию краски с бумаги. Во многих пособиях по технике акварели есть рекомендации к исправлению неудавшейся живописи простым и радикальным способом – промыть лист бумаги чистой водой (кистью, губкой или ватным тампоном). В результате остается рисунок с нежным цветовым подмалевком для повторной живописи и, наверно, немаловажный фактор, сам лист драгоценной акварельной бумаги. Производители бумаг специально укрепляют дополнительными проклейками поверхность акварельных бумаг для таких операций, чтобы защитить волокно бумажной массы от быстрого проникновения пигмента. На наглядном примере видно, что офсетная печатная бумага не предназначена для «водных процедур» и при первой протирке кистью разрушается.

Неожиданный сюрприз преподнесла одна из бумаг Papier aquarelle «Montval» Torshon CANSON, grain «nuage», которая вроде бы специально предназначена для акварели (судя по рекламному тексту, напечатанному на ней), под действием кисти стала скатываться крупинками. Такая бумага пригодна только для живописи кистью, но не для смывания и исправлений во время работы.

Когда поверхность не ворсится, но плохо смываются обе перекрестно нанесенные краски, по такой бумаге можно вести длительную, многослойную работу лессировками, а если легко размывается верхний слой краски, а нижний остается на бумаге, то здесь предпочтительна однослойная техника алла прима. В случае когда достаточно легко смываются все краски, такая бумага желательна там, где часто необходимы поправки, например в эскизах.

И одно из самых спорных определений, которое сложно взвесить и измерить – эстетическое восприятие нанесенного мазка. В зависимости от заданной шероховатости, зернистости поверхности бумаги изменяется зрительное, довольно субъективное впечатление от тона, цвета и краски. Пигмент в краске неравномерно распределяется на поверхности бумаги в процессе высыхания. В зависимости от горизонтального или наклонного положения листа пигмент по-разному концентрируется в неровностях бумаги и тем самым создает мозаичную неравномерную структуру, которая обогащает оттенками один и тот же колер. Для этих целей специально выполняют тиснение листа еще на стадии его отливки. Чтобы крупное зерно бумаги сохраняло свою форму, толщину бумаги увеличивают и лист при весе свыше 300 г/м2 напоминает картон, уже не требующий натяжения на планшет. Например, фактура типа «торшон» (от франц. torchon — соломенная плетенка, тряпка) имитирует грубую ткань. При глубоком тиснении бумага отражает меньше света и кажется по тону более серой. Выраженная зернистость рассеивает свет, и темные тона живописи становятся светлее. Чем мельче шероховатость, тем шире тональный диапазон между белой бумагой и черной краской.

Зернистая поверхность бумаги дает возможность применять после окончания акварельной живописи дополнительные изобразительные материалы. С акварелью хорошо сочетается пастель, которой удобно делать поправки в рисунке и цветовой гамме, доводя работу до завершения. Можно провести несколько линий, а иногда и радикально пройтись по всей работе. Это уж как кому нравится, и если он не сторонник абсолютно «чистой» акварели.

Гладкие бумаги более точно отражают цвет нанесенной краски, на них удобно моделировать мелкие детали изображения. А вот нанести обширные заливки ровным слоем краски довольно сложно. На наклонной поверхности краска стремится стечь вниз, и каждый мазок в нижней части имеет усиление тона (по-своему подчеркивая «акварельность» живописной техники). В горизонтальном положении бумага частично деформируется за счет увлажнения, и толщина красочного слоя уменьшается на выпуклой поверхности. По этой причине тонкие бумаги для акварели необходимо натягивать на планшет. Однотонные слои красок наносят на бумагу методом «отмывки», как это часто применяется в архитектурных проектах, которые обычно вычерчиваются на гладкой бумаге.

Отдельно сравнивая цветовые оттенки самой бумаги, от серовато-желтого до белоснежно-белого, можно только задаться вопросом, как долго сама бумага сохранит собственный оттенок без изменений. Некоторые имеют естественный цвет хлопковой целлюлозы, другие содержат отбеленную древесную целлюлозу. Чем теплее бумага, тем сложнее передать в живописи холодные, нежно-голубые и сиреневые оттенки акварели, они становятся зеленоватыми и коричневатыми. В некоторых случаях теплый тон бумаги дополнительно объединяет всю работу. Надо быть внимательным при оформлении такой работы в паспарту. Белоснежное оформление может вызвать ощущение, что живопись была выполнена давно, на плохой бумаге, и от времени пожелтела. Так что хороша та бумага, которая проверена самим художником.


Статья взята с сайта Издательского дома "Гамма" и опубликована с любезного разрешения главного редактора журнала "Художественный совет" В. Ларионова.

Источник: http://www.gammabook.ru/magazines/article.php?id=65
Категория: Живопись | Добавил: Аква_Рель (18-11-2010) | Автор: «Художественный совет», № #3, 2005 E W
Просмотров: 13534 | Теги: бумага, Сравнение, тест | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]