Наиболее распространенным рабочим материалом, на котором пишут акварелью, является бумага. Лучше всего использовать для этих целей специализированные и высококачественные её сорта. В чем же особенности такой бумаги и её отличия от обыкновенной?
Во-первых, обычная бумага «боится» воды. От попадания влаги она размокает, деформируется, рвется, т.е. приходит в негодное состояние. Акварельная бумага профессионального уровня, напротив, предназначена для намокания. Ведь акварель - водорастворимая краска, и красящий пигмент, который наносится кистью, на 99 процентов состоит из воды.
Во время живописи акварельная бумага многократно подвергается намоканию, иногда красочный слой приходится буквально смывать. При работе акварелью «по сырому» бумага специально пропитывается водой, и пишут по ней, пока она влажная. При этом она должна сохранять свои свойства, целостность и гладкость, а не скатываться или коробиться.
Важной характеристикой акварельной бумаги является ее способность сохранять свойства красочного пигмента нанесенного рисунка. Краска не должна тускнеть по прошествии длительного времени. Конечно, при этом большую роль играют свойства и качество самих красок, но и бумага также очень важна.
Еще одной важной характеристикой бумаги является ее плотность (измеряется в граммах на квадратный метр). Чем плотнее акварельная бумага, тем более стойка она к деформации при намачивании и после высыхания. На бумаге плотностью менее 180-150 г/м2 работать не рекомендуется. Такая бумага классифицируется, как рисовальная и не предназначена для влажных техник. При намокании она сильно деформируется, что мешает письму, и для того, чтобы «выпрямить» завершенный рисунок приходится прилагать определенные усилия. Наиболее распространенная акварельная бумага имеет плотность от 200 до 250 г/м2. Лично я предпочитаю бумагу плотностью около 300 г/м2. Такая бумага практически не деформируется при сильном, полном или частичном намачивании, а после высыхания самостоятельно распрямляется и приходит почти в первоначальное состояние.
Хорошая акварельная бумага должна хорошо впитывать влагу и пигменты, но при этом не препятствовать сохранению интенсивности красочного слоя. Для этого, а также с целью повышения водостойкости, бумагу проклеивают (добавляют в бумажную массу специальные гидрофобные вещества, т.н. проклейка в массе). Бывает и поверхностная проклейка (в этом случае клей наносится не в бумажную массу, а на поверхность уже готового листа). Минус здесь в том, что, если производитель перестарается с проклейкой, то вода вместе с краской будет просто скатываться с листа, не задерживаясь. Такая бумага, как правило, предназначается для студенческих работ или этюдов.
Между собой акварельная бумага различается по текстуре (фактура, зерно, grain), то есть по особенностям рельефа поверхности. Бумага может быть гладкой или рельефной (фактурной).
Английская классификация бумаги с зернистой поверхностью основывается на способе производства (разница заключается в прессовании): НР (hot pressed - горячее прессование), СР (cold pressed - холодное прессование).
По степени зернистости акварельную бумагу принято условно разделять на три группы: гладкую (grain satin, smoоth, НР); среднюю, или мелкую зернистость (grain fin, medium, CP); крупную зернистость или торшон (grain torchon, CP rough).
При холодном прессовании еще влажный лист бумаги прессуется между двумя войлочными валами. При этом характер рельефа поверхности бумаги (зерна) зависит от рельефа (рисунка) поверхности валов («яичная скорлупа», «снег», «лен», «кожа» и т.д.). При горячем прессовании бумага проходит между гладкими горячими валами, в результате чего сама приобретает гладкую и плотную поверхность.
Гладкая бумага позволяет выполнять четкую и мелкую деталировку. Среднезернистая поверхность и торшон благодаря рельефности хорошо задерживают на поверхности частички красочного пигмента.
В состав хорошей акварельной бумаги в определенной пропорции входит натуральный хлопок; его добавление придает бумаге свойства ткани: она хорошо впитывает воду, но так же хорошо подсыхает, не коробится, оставляет на себе красочные частицы. Определить, есть ли в составе бумаги хлопок довольно просто, - нужно взять лист за края и слегка потянуть. Если хлопок присутствует, то бумага, как тряпочка, чуть-чуть растягивается и пружинит.
Профессиональная акварельная бумага делается только из 100% хлопка, пропитывается желатином, не содержит кислот и имеет натуральную белизну без оптических отбеливателей. В нее обязательно добавляются специальные антигрибковые препараты. Это бумага очень высокого качества, как правило, она изготавливается и отбраковывается вручную. Поэтому такая бумага и стоит немало.
Для обучения рисования можно использовать более дешевую акварельную бумагу, производящуюся из высокоочищенной целлюлозы (альфа-целлюлозы). Она может содержать в составе небольшой процент хлопка. Такая бумага более технологична, вследствие чего и стоимость ее значительно ниже.
Продается акварельная бумага как поштучно, отдельными листами, так и в папках, виде альбомов, блокнотов, блоков-склеек (блок акварельной бумаги на твердой основе, листы склеены между собой по четырем сторонам для удобства при работе).
Фирм производителей, специализирующихся на изготовлении акварельной бумаги, в настоящее время довольно много.
У каждого художника свое мнение и свои предпочтения. Главное это подобрать такую бумагу, которая устраивала бы лично вас по соотношению цена/качество. Необязательно покупать сразу большие партии, достаточно купить поштучно несколько листов различных производителей и попробовать их.
Для учебных работ вполне достаточно акварельной бумаги производства фирмы Гознак, С. Петербург. Неплохая бумага, разве что при письме на ней (я использовала 280г/м2) велика опасность размыть нижние слои краски.
Акварельная бумага других российских фирм менее качественная. К сожалению, отечественным производителям не удаётся стабильно соблюдать технологию, из-за этого качество бумаги неровное, может подвернуться хорошая, а может неудачная.
Лично я предпочитаю работать на бумаге «Canson» (Canson Montval Watercolour Paper, Aquarelle 300g/m2, Torchon 270 g/m2). При работе лессировками она не коробится, хорошо держит цвет, устойчива к размытию краски.
Несколько раз пробовала писать на французской акварельной бумаге «Lana» (300 г/м2) - в целом бумага неплохая, устойчива к деформации, но не понравилось то, что краски блекнут после высыхания. При лессировке нужно быть очень аккуратным, чтоб не размыть уже высохшую краску. В принципе использование сухой и полусухой кисти позволяет решить эту проблему.
Из тех, что подороже, довольно распространена итальянская акварельная бумага Fabriano (синтетическая и полусинтетическая) различных форматов, плотности и зернистости (Tiziano, Fabriano Watercolour, Fabriano 5, Fabriano Artistico, Fabriano Esportazione, Fabriano Art Line, Bl. Artisti). Писала на крупнозернистой - бумага хорошая, позволяет реализовывать яркие решения и практически «не глушит» цвет. Приятная фактура, на которую хорошо ложатся и полусухие, и влажные мазки.
Одной из лучших среди акварелистов считается бумага ручной выделки таких французских фирм, как Arches и Fontenay. Это очень хорошая бумага высочайшего качества. Но и стоит она довольно дорого.
Достойная акварельная бумага английской фирмы Bockingfor. Она хоть не изготавливается вручную, но имеет высокое качество, да и стоит значительно дешевле.
Также существуют и другие производители.
"Из тех, что подороже..." Fabriano, странно находил 50х70 лист за 38р., 50% хлопок и хотел спросить, правда ли что там кислотность нулевая и нет хлора, как пишут, или это скорее всего брехня?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]