Перед вами сайт самаркандского художника Ким Георгия Николаевича.

18 декабря 2007 года он ушел из жизни, оставив после себя огромное творческое наследие. Небольшое количество работ, представленных здесь, на сайте, дадут вам представление о самобытном, умном и тонком Художнике. В своем творчестве он искал не просто красоту, а красоту осмысленную. В его работы нужно входить, погружаться, а, самое главное, уметь их «увидеть». «Увидеть» так, как, в свое время, сам Георгий Николаевич, «увидел» монохромную китайскую живопись “вэньжэньхуа” (живопись поэтов и мудрецов).

Чтобы понять, что такое «умение видеть», о котором всегда говорил Георгий Николаевич, попробуйте рассмотреть, например, самую знаменитую картину Го Си “Ранняя весна”, так, как ее видел он. «Увидеть», как земля-вол, земля-медведь, земля-черепаха пьют воду, а вода-кошка пожирает землю, вода-свинья подрывает берег реки. «Увидеть», как гора-дракон поднял свою голову к небу. Как выразительна сон эта голова, как хочется этому монстру взлететь! «Увидеть», как высится над всем миром гора-мудрец или отшельник, а, может быть, сам художник возвысил себя в своем творении, ведь, судя по всему, немногим давалось подобное видение, только избранным. (см. ссылку)

Вечное изменение, вечное движение, вечное стремление мира к перевоплощениям! Шифрованное послание посвященным. «Отзвук духа - движение жизни», так гласит первый закон живописи мастера Се Хе, самый таинственный и непонятный для европейских исследователей. Георгий Николаевич разгадал то прямое значение «отзвука духа» и понятия праобраза, которое закладывали в него древние мастера. Вспомним, хотя бы, расхожую фразу Су Ши: «Прежде, чем писать бамбук, надо создать его образ в душе!» Средневековые китайские художники-интеллектуалы, прежде чем взять кисть в руки, должны были долго изучать природу, ждать момента “осияния”, когда являлся живой образ, через который познавалась суть объекта. Это совершенно особенный акт творческого видения! Глубоко осознав эти вещи, Георгий Николаевич шел тем же путем, но - в современных условиях развития акварельного искусства.

Уловить, поймать дух природы, места, события, явления, привнести его в наш материальный мир - было той задачей, которую постоянно решал Георгий Николаевич в своем творчестве. Причем, если в ранних своих работах он вшифровывал свои тайные образы (духи) в реальное изображение, то в последствии, достигнув полной свободы во владении акварельной техникой, он идет дальше. Он пытается развить «живопись поэтов и мудрецов» совсем в новых решениях! Его образное мышление и видение выходит за рамки реальности.

В древней китайской философии нет понятия материального и духовного: каждая вещь неотделима от внутренней живой сущности. Есть понятие тонкой субстанции «ци», которая в единстве и борьбе своих противоположностей, “янци и “иньци”, рождает вещи и разрушает их на составляющие, из чего опять создается новое. Круговорот вещей в природе!

Такое постоянное движение бытия, Дао, воплощается в поздних работах Георгия Николаевича в виде различных трансформаций. Свободные образы парят, витают, перетекают друг в друга, перевоплощаются в разные формы и состояния и олицетворяют собой высшую степень свободы духа и свободы творчества! Именно поэтому он предпочитал работать акварелью. Акварель, с ее пластичностью, текучестью и непредсказуемостью, обладает особой магией, провоцирующей фантазию художника. Георгий Николаевич виртуозно умел управлять этой магией материала.

Не случаен в его поздних работах и лаконичный колорит, доходящий, порой, до полной монохромности. Простота цветового решения может заставить кого-то пройти мимо. Такие работы не читаются сразу. Но тот, кто остановится и войдет во внутрь, испытает истинное наслаждение от необычной техники исполнения, глубокого внутреннего смысла. Такому художнику нужен зритель-соавтор, обладающий фантазией, способный «увидеть». Ведь, умение «увидеть» – тоже творческий процесс, не менее увлекательный, чем создание самой картины.

Георгий Николаевич был приверженцем эстетической концепции “вэньжэнь”, не по стилю, не по форме, а по духу и по манере художественного видения. Еще только предстоит исследование и осмысление огромного фантазийного мира идей Георгия Николаевича. Свои мысли о творчестве, о том, что заставляло его работать именно так, он изложил в статье «Мой Дао», которая тоже представлена на этом сайте.

А эпиграфом ко всему творчеству Ким Георгия Николаевича пусть будут стихи его любимого поэта Сыкун Ту, последнего гиганта эпохи Тан.
Всей моей силой ищу я тебя,
Вечная истина Бытия!
Вас я найду - лепестки волны,
О тебе я скажу - солнце весны,
И - превращенье разорванных туч,
И - цвето-травы, начальный дух,
И - моря волны, пены, валы,
И - гор далеких зубцы, хребты.
Тайною чарою с бренностью сей
Ты повенчаешь нас, правда вещей.
Формы отрину и образ найду.
Это достойно стиха Сыкун Ту!
Полная версия вступительной статьи и работы художника к книге "Мой Дао"

Посмотреть открытие выставки "Контрасты творчества"